Обучение вождению автомобиля

Обучение вождению автомобиля 

Вождение для начинающих

В данном разделе представлена информация о азах управления автомобилем для начинающих. Также Вы можете ознакомится с Устройством автомобиля, новыми Правилами Дорожного Движения (ПДД) и изучить учебные статьи по Экстремальному вождению в различных критических ситуациях и опасных дорожных обстановках.

 

1. Введение.

2. Посадка водителя на рабочее место.

3. Регулировка зеркал заднего вида.

4. Способы руления.

5. Использование стояночного тормоза.

6. Пуск и остановка двигателя.

7. Приёмы торможения.

8. Преодоление подъёмов и спусков.

9. Автоматическая коробка переключения передач.

Введение

Мировой опыт экспуатации автомобильного транспорта показал, что от 75% до 90% всех ДТП происходит из-за ошибок водителей. Как бы ни были надёжны автомобили, совершенны правила дорожного движения, его организация и качественные дороги, предпосылки и исход аварийных ситуаций в подавляющем большинстве случаев зависят от профессионализме водителя. Обстановка на дорогах при современной интенсивности транспортных потоков меняется достаточно динамично, и действия водителя являются реакциями на всё многообразие дорожных ситуаций, подчас столь неожиданных, скоротечных и труднопредсказуемых.
Профессиональная пригодность водителя - это соответствие здоровья и психофизиологических качеств требованиям его деятельности.
Работоспособность - это состояние водителя, позволяющее ему качественно выполнить свою деятельность.
Одна из важнейших задач преподавателей автошкол заключается в том, чтобы научить будущего водителя быстро и точно оценивать дорожную обстановку, прогнозировать её развитие, своевременно и правильно действовать в сложных и неожиданных дорожных ситуациях. Однако в большинстве случаев, как показывает практика этого не происходит. Главная задача автошкол является подготовить ученика к сдаче экзаменов в ГИБДД, а не научить ездить. Это связано ещё с тем, что большенство автошкол являются частными.

Пример: в городе Санкт-Петербурге не более 15 автошкол государственные. Все остальные являются комерческими. По статистике молодые водители совершают ДТП в 4 раза чаще чем их опытные коллеги.

Выбрать другой раздел

Посадка водителя на рабочее место

Посадка на место водителя начинается с подхода к стоящему автомобилю.

Подходить к нему следует спереди навстречу транспортному потоку, что позволит увидеть и оценить обстановку на дороге, при необходимости пропустить движущееся транспортные средства, беспрепятственно подойти к автомобилю и открыть дверь. После посадки дверь надо сразу закрыть.

Перед выходом из автомобиля с помощь зеркал заднего вида оценить обстановку на проезжей части, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства и только при отсутствии помех открыть дверь, выйти и сразу закрыть.

Работоспособность водителя зависит от удобства расположения в кабине, а именно ее размеров, обзорности, положения сидения, расположения органов управления и т.д. В большей степени на работу водителя влияет его правильная посадка, которая определяется как "спокойное положение тела в состоянии готовности к действию", исключающие излишнее мышечное напряжение и обеспечивающее наилучшую обзорность.

Если спинка сидения не обеспечивает достаточной опоры тела в области поясницы, то мышцы спины и тела будут излишне напряжены. При значительном удалении спинки сидения от рулевого колеса основная нагрузка ляжет на кисти и предплечья рук и быстро приведут к усталости водителя. При очень высоком сидении снижается обзорность, и водитель вынужден наклонять голову и горбиться. Сильно выдвинутое вперед сидение вынуждает водителя сгибать ноги и затрудняет управление педалями. При низком сидении необходимо поднимать голову, напрягать мышцы спины и шеи, чтобы следить за дорогой. Усилие нажатия на педали сцепления и тормоза зависит от угла от наклона спинки, высоты и глубины сидения. Чем больше этот угол, тем больше усилие при нажатии на педали. Чем выше сидение, тем меньше угол наклона должна иметь спинка. Нельзя в погоне за комфортом увеличивать глубину сидения, так как это затрудняет движение ног водителя.

При правильной посадке перевод рычага переключения передач (кпп) правой рукой в положение наиболее удаленное от водителя, должен осуществляться без наклона корпуса и отрыва его от спинки сидения.

Правильная посадка водителя обеспечивается:

а) перемещением сидения вперед-назад при полностью выжатой педали сцепления до положения, при котором левая нога остается слегка согнутой в коленном суставе;

б) установкой спинки сидения в положение, при котором она плотно прилегает почти вертикально расположенной спине и при этом не требует изменять положение корпуса при переключении передач;

в) установкой подголовника так, чтобы его верхний край располагался не ниже уровня нижней части ушей водителя и находился близко к затылку, он должен предотвратить резкое движение головы назад при сильном ударе автомобиля сзади и, тем самым, позволяет избежать тяжелой травмы головы и шейных позвонков;

г) регулировкой натяжения ремней безопасности: при занятии водителем правильного положения за рулем ладонь правой руки должна туго пролезать под ремнем на уровне груди.

Применение ремней в три раза снижает опасность получения тяжелой травмы. Анализ реальных столкновений 600 автомобилей показал, что на 837 водителей и пассажиров 552 человека остались невредимы. Среди 218 случаев тяжелых ранений 180 приходилось на долю тех, кто не пользовался привязными ремнями.

Следует помнить о недопустимости изменения положения сидения во время движения автомобиля, о том, что оно должно фиксироваться в установочных позах, что использование ремней безопасности обязательно даже на передвижении на малые расстояния и ими должны быть пристегнуты все пассажиры, подушки безопасности срабатывают и защищают только при правильной посадке и позиции сидения.

( Педагогические основы подготовки водителей автотранспортных средств. Профессор, доктор технических наук Евтюхов С.А.)

Выбрать другой раздел

Регулировка зеркал заднего вида

Хороший обзор дороги позади автомобиля обеспечивается правильной регулировкой положения зеркал. При регулировке внутреннего зеркала в правой его части должен быть виден правый край заднего окна, а в правой части левого наружного зеркала и в левой части правого наружного зеркала - ручка или " ее место" соответствующей задней двери легкового автомобиля. Регулировка зеркал производится только после занятия водителем правильного положения на рабочем месте и всегда проверяться перед началом поездки. Все зеркала должны устанавливаться так, чтобы снизить до минимума так называемый " мертвый" угол обзора.

Следует отметить, что загрязнение и повреждение стекол и зеркал, подвешивание в салоне самых различных безделушек уменьшает поле зрения водителя и влияет на безопасность движения автомобиля. Использование панорамных зеркал заднего вида увеличивает обзорность до 350 градусов.

Выбрать другой раздел

Способы руления

В практической работе водители используют три способа руления: выравнивающее, силовое и ускоренное.
Выравнивающее руление применяется для удержания движения автомобиля в прямолинейном направлении и при необходимости принять влево или вправо для смены полосы движения или съезда на обочину дороги. При этом поворот рулевого колеса в ту или иную сторону не превышает 70 градусов и осуществляется без перехвата рук.
Силовой и ускоренный способы руления применяют при выполнении поворотов и разворотов автомобиля для движения в обратном направлении. Наиболее простым является силовой способ. Его применения ограничено невысокой скоростью вращения рулевого колеса. В условиях сложной дорожной обстановки, когда требуется быстрое изменение траектории движения автомобиля, применяют ускоренный способ руления как одной рукой так и двумя руками, позволяющий осуществлять поворот рулевого колеса в несколько раз быстрее по сравнению с силовым.

Выбрать другой раздел

Использование стояночного тормоза

При использовании стояночного тормоза необходимо пояснить, что при затягивании его рычага не следует прилагать большие усилия и нажимать на кнопку фиксатора, а при растормаживании немного потянуть вверх и на себя, нажать большим пальцем на кнопку фиксатора и опустить вниз до упора. Нормальное положение стояночного тормоза (если трос не растяную) можно определить по количеству "щелчков" обычно это 3-4 . Не следует применять стояночный тормоз для остановки движущегося автомобиля, за исключением чрезвычайных ситуаций в момент заноса или при приминении специальных упражнений для стабилизации автомобиля на скользкой дороге. Обязательно использовать его при парковке, особенно при наклонной поверхности дороги.

Выбрать другой раздел

Пуск и остановка двигателя

Перед пуском двигателя проверяется заторможенность автомобиля стояночным тормозом, нахождение рычага в верхнем положении. Передача МКПП должна быть в нейтральном положении и выключение раздаточной коробки (при её наличии). После этого на автомобилях с ручным приводом воздушной заслонки для улучшения пуска двигателя необходимо вытянуть её на себя, а по мере прогрева двигателя возвратить в исходное положение.

Необходимо пояснить, что для облегчения вращения коленчатого вала в момент пуска двигателя сразу после включения зажигания следует выключить сцепление и только после этого включить стартер. Как только двигатель заработает, стартер нужно немедленно выключить. В противном случае он может выйти из строя из-за недопустимой для него скорости вращения. Затем плавно отпускается педаль сцепления. После пуска двигатель должен поработать 1-2 минуты на малых оборотах, что будет способствовать разогреву масла и поступлению его ко всем трущимся деталям. Невыполнение этого правила приводит к ускоренному износу деталей двигателя.

Пуск горячего карбюраторного двигателя производится при открытой воздушной заслонке и незначительном нажатии на педаль подачи топлива. При полном нажатии на неё может произойти переобогащение горючей смеси, что затруднит пуск двигателя. При невозможности осуществить пуск двигателя с нескольких попыток стоит некоторое время переждать и дать возможность хотя бы частично выветрится переобогащённой горючей смеси из цилиндров. Необходимо полностью открыть воздушную заслонку и плавно, чтобы не в полном объёме сработал ускорительный насос, утопить педаль подачи топлива. Спустя некоторое время снова осуществить пуск двигателя.

Остановка двигателя осуществляется путём выключения зажигания.

Выбрать другой раздел

Приёмы торможения

Приёмы торможения бывают: плавное, прерывистое, ступенчатое, комбинированное и экстренное.
На автомобилях снабжённых системой антиблокировки колёс, прерывистое и ступенчатое торможение не применяется. Плавное торможение используется в спокойной дорожной обстановке, прерывистое и ступенчатое - при необходимости быстрой остановки автомобиля, а экстренное в критической ситуации во избежание ДТП.

Выбрать другой раздел

Преодоление подъёмов и спусков

Сначала необходимо научиться преодолевать подъёмы небольшой протяжённостью с разгона автомобиля на одной из высших передач. Затем перейти к преодолению подъёмов большей протяжённостью на низших передачах без разгона автомобиля и с таким расчётом, чтобы его двигатель имел запас мощности. Особое внимание надо обращать на быстрое переключение передач, пока автомобиль движется с достаточной скоростью.

При преодолении подъёмов необходимо соблюдать безопасную дистанцию до впереди движущегося транспортного средства, а во время преодоления крутых подъёмов не начинать движения, пока впереди идущий автомобиль не освободит подъём.

При движении на спусках следует отрабатывать комбинированное торможение автомобиля двигателем и рабочим тормозом. Не рекомендуется допускать движения машины на длинных спусках по инерции с выключенным двигателем. На крутом уклоне не допускать выключения сцепления, а также резкого торможения при скользком дорожном покрытии. Перед троганием на крутом спуске следует заранее включить низшую передачу.

При возобновлении движения на подъёме и спуске внимание должно быть обращено на принятие мер предосторожности по отношению к движущимся в попутном направлении транспортным средствам, своевременному включению указателя поворота и на согласованные действия педалями сцепления, подачи топлива и рычагом стояночного тормаза, не допуская скатывания автомобиля назад.

Выбрать другой раздел

Автоматическая коробка переключения передач.

Коробка распологает собственным блоком управления, который связан с электроникой движения. От человека требуется только выбрать нужный режим движения. При работающем двигателе, нажав соответствующую кнопку, можно выбрать режим "езда по снегу","спортивный" или "экономичный". При каждом новом запуске двигателя автоматически устанавливается обычный режим.

Современные коробки- автоматы имеют и ручной режим переключения передач, но переключать передачи в нем можно только последовательно.

Например: разгоняться на второй передаче и переключится сразу на четвёртую не получится.

Нынешнее поколение АКПП является адаптированными, т.е. они способны к обучению и "стараются соответствовать" вашей манере езды. При энергичной работе с педалью газа двигатель будет обеспечивать машине лихой разгон, выкручивая на каждой передаче максимальные обороты, и, напротив, на плавные, осторожные действия с педалью двигатель в ответ выберет более экономичную и менее резкую стратегию переключения скоростей.

Резкое нажатие газа до упора "в пол" (кик-даун) опознается машиной как команда к предельному , неэкономичному ускорению.

Езда на нейтральной передаче "N" (накатом) в машине с АКПП весьма рискованна.Как уже говорилось выше, переводить селектор из положения "N" в положение "D" можно, лишь сбросив обороты двигателя, но некоторые автогонщики считают кратковременное включение "нейтрали" скользкой дороге действенным средством в борьбе с заносом.Это требует четких и аккуратных действий, тогда занос прекращается, а АКПП не выйдет из строя.На взгляд автора, такой способ вождения лучше оставить гонщикам.

При кратковременных остановках,например, у светофора, селектор можно не трогать, удерживая машину педалью тормоза.Если остановка затиягивается, переведите селектор в положение "N" (не забудьте при этом нажать на тормоз!) или в "P".

Выбрать другой раздел