Безопасная посадка

Безопасность водителя любой квалификации начинается и заканчивается посадкой. Нельзя рассматривать ее как позу "удобного сидения" или как способ отдыха между какими-то движениями, связанными с управлением. Многие беспечные водители серьезно пострадали из-за того, что не уделили посадке необходимого внимания.

Безопасность водителя любой квалификации начинается и заканчивается посадкой. Нельзя рассматривать ее как позу «удобного сидения» или как способ отдыха между какими-то движениями, связанными с управлением. Многие беспечные водители серьезно пострадали из-за того, что не уделили посадке необходимого внимания.

Притом большинство из них находит объяснение аварии в чем-то более существенном, чем «беспечная» посадка, хотя она лишила их нескольких десятых долей секунды, которых затем не хватило для преодоления экстремальной ситуации.

Посадка не является приемом управления автомобилем, но без нее немыслима скоростная реакция водителя на опасность.

 

Рекомендации по подбору посадки:

Посадка водителя должна, прежде всего, обеспечить готовность к экстренным действиям без дополнительных операций по подготовке к маневру.

Необходимо исключить позы, создающие «кажущийся комфорт» (расслабленно-вальяжные, высовывание локтя в окно, опускание рук в нижний сектор руля, опору правой руки о рычаг КПП, сползание корпуса к водительской двери).

Нельзя использовать руль как дополнительную опору для тела, на руле должен быть только вес рук, все остальное на подушке и спинке сидения.

Кисти рук должны располагаться симметрично в верхнем секторе рулевого колеса. Угол захвата — 120° для водителей и 170°-180° для спортсменов, использующих руль малого диаметра.

Рекомендуется «закрытый» захват кисти, при котором большие пальцы заходят внутрь обода, а основной эффект удержания выполняют пятый и четвертый пальцы (мизинец и безымянный).

Расстояние от рулевого колеса определяется индивидуально. Прижимаясь спиной к спинке сидения можно положить любую выпрямленную руку на обод руля. Передвигая сидение нужно постараться, чтобы обод располагался на сгибе кисти и предплечья. Затем руки устанавливаются на рабочее место (10-2 по циферблату часов), сгибаясь в локтевых суставах. Для переднеприводных и полноприводных моделей посадка должна быть незначительно приближена вперед, для заднеприводных — отдалена назад.

При оптимальном положении корпуса угол отклонения от вертикали назад 15°-25°, между корпусом и бедром 80°-100°, между бедром и голенью 95°-120°, между голенью и стопой 85°-95°, между корпусом и плечом 15°-35°, между плечом и предплечьем 100°- 120°, между предплечьем и кистью 170°-190°. Расстояние от подколенной впадины до сидения 4-6 см.

Желательно строго вертикальное положение головы. Наклон головы вперед или назад оказывает негативное влияние на безопасность. Происходит это из-за реакции так называемых шейно-тонических рефлексов, которые заставляют водителя тянуть руль на себя или опираться на него. Вертикальность же головы создает идеальные условия для работы вестибулярного аппарата водителя.

Плотный контакт корпуса со спинкой сидения позволяет повысить «чувство автомобиля». Усилить этот контакт можно опорой левой ноги в упор (на зарубежных моделях автомобилей) или полок кабины на российских, а также использование специальных анатомических сидений (Rесаrо, Sраrсо или др.) Особенно важен полный контакт в критических ситуациях, связанных с потерей устойчивости и управляемости (экстренное торможение, занос, боковое скольжение и т.д.), поскольку информация от автомобиля бесценна для своевременных контраварийных действий.

При установке ног у педалей желательно положение пятки левой ноги под педалью сцепления, а правой — под педалью тормоза. Это возможно если у водителя 41-43 размер обуви. При меньшем размере рекомендуется подкладка под ковриком, при большем — механическое разнесение педалей.

Если конструкция автомобиля позволяет, нужно придать рулевому колесу более вертикальное положение, но при этом руль не должен касаться живота и бедер и не перекрывать контроль спидометра и тахометра.

Подбирая посадку, нужно убедиться, что при включении дальней от себя передачи корпус не должен терять контакт со спинкой сидения, а захват рычага кистью должен быть единообразным (для автомобилей российского производства — хватом сверху, для европейских моделей — хватом сверху под углом 30°- 45°). Стандартные действия помогут без визуального контроля безошибочно определять включение любой передачи за счет мышечного чувства.

Посадка для движения задним ходом на легковых автомобилях предполагает разворот корпуса вправо таким образом, чтобы заднее стекло стало лобовым. Для руления используется левая рука, правая, опираясь на соседнее сиденье создает дополнительную опору корпусу, который находится в «скрученном» положении.

Пристегнутый ремень — это правило надежного водителя. Особенно важно соблюдать это правило в автомобилях, оборудованных подушками безопасности. При лобовом ударе непристегнутый водитель и пассажир получают травму лица от сработавшего устройства.

От удара сзади спасает подголовник сиденья, при условии, что он отрегулирован под рост водителя.

Зеркала заднего вида должны соответствовать заводской конструкции. Устанавливая сферические зеркала вместо штатных, водитель расширяет зону обзора, но теряет возможность четко контролировать дистанцию. Предпочтительнее вариант комбинированный — основное зеркало штатное, дополнительное сферическое наклеенное.

Оцените статью
Вождение автомобиля