Трогание на скользкой дороге

При очень низком коэффициенте сцепления шин с дорогой (гладкий лед, раскатанная дорога), особенно на неровностях (яма, залитая водой, подъем с колеей), эта задача вызывает отрицательные эмоции даже у опытных водителей.

При очень низком коэффициенте сцепления шин с дорогой (гладкий лед, раскатанная дорога), особенно на неровностях (яма, залитая водой, подъем с колеей), эта задача вызывает отрицательные эмоции даже у опытных водителей.

Многие водители, совершив начальную ошибку (пробуксовку), продолжают «держать газ», ожидая зацепления, однако чаще всего этот способ не помогает. Если началась пробуксовка, колесо быстро разогревает снег или лед и между ним и дорогой образуется прослойка воды, которая мешает зацеплению. Чаще всего не удается использовать возможности другого ведущего колеса, стоящего на твердом грунте. Дифференциал выключает его, передавая всю мощность на буксующее колесо.

 

Секреты трогания следующие.

Первый оборот колеса должен быть без пробуксовки или с минимальной пробуксовкой.

Трогание «в натяг» выполняется на минимально устойчивых оборотах двигателя за счет задержки (пробуксовки) включения сцепления.

До начала трогания передние колеса автомобиля необходимо выровнять. Даже незначительный угол поворота способен затормозить автомобиль и спровоцировать пробуксовку.

Устранить допущенную ошибку (пробуксовку) желательно повторным троганием (выключением и включением сцепления).

При трогании необходимо учитывать механизм загрузки-разгрузки автомобиля по осям. При первом импульсе (включении сцепления) загружаются задние колеса, затем происходит их разгрузка из-за реакции подвески. Этот момент чаще всего способствует пробуксовке. На автомобиле с передним приводом желателен двойной выжим сцепления. Первым импульсом разгружаются передние колеса, повторным на них дается тяга в момент, когда автомобиль качнется вперед.

При трогании с раскачиванием автомобиля (при застревании в яме, песке, на льду) импульс трогания необходимо приурочить к моменту загрузки ведущих колес. Ждать, что автомобиль «зацепится» и начнет разгон — дело бесперспективное.


Трогаясь при минимальном коэффициенте сцепления (изморозь на асфальте, покрытый водой лед, обледенелый наст, укатанный и отполированный снег и т. д.), можно использовать следующие приемы;

включить повышающую передачу (II, III), чтобы уменьшить начальную тягу (этот способ рекомендуется применять на грузовых автомобилях, а также тем водителям, которые плохо ощущают пробуксовку колес);

включить стояночный тормоз «с натягом» до 50%, чтобы смягчить вращательный импульс (рекомендация относится только к заднеприводным автомобилям);

трогание осуществлять многократным осторожным включением сцепления при постоянных минимальных оборотах двигателя;

на снегу или вязком грунте можно стартовать на средних оборотах двигателя, одновременно отпуская обе педали («сцепления» и «газа»), затем, после трогания, водитель нажимает на педаль «газа».

Трогаясь на вязком грунте (грязь, песок, снежная целина), необходимо сохранить максимальную тягу — крутящий момент двигателя. Для этого трогание выполняется на высоких оборотах с существенной пробуксовкой сцепления для устранения пробуксовки колес в начальный момент. После трогания тяга двигателя сохраняется за счет пробуксовки колес. Эта пробуксовка позволяет очистить протекторы колес от грунта (если модель покрышки имеет грунтозацепы и широкие канавки между ними) и сохранить крутящий момент двигателя, не теряя при этом оборотов, и соответственно мощности. При уменьшении частоты вращения можно кратковременным неполным отключением сцепления вновь поднять их до необходимого уровня, не переключая понижающую передачу.

Прекратить излишнюю пробуксовку после трогания с места можно быстрым включением повышающей передачи.

Подводя итог способам трогания и разгона на скользкой дороге, нужно выделить две основных технологии:

НА ЛЬДУ — трогание без пробуксовки, а затем ступенчатое нажатие на педаль «газа»;

НА СНЕГУ — трогание с незначительной пробуксовкой, а затем разгон «на сброс газа», т. е. чередование нажатия и неполного отпускания педали газа для повышения зацепления колес.

Для переднеприводных автомобилей и автомобилей с АКПП рекомендуется небольшая пауза после трогания перед интенсивным нажатием на педаль.

Оцените статью
Вождение автомобиля
Adblock
detector