Подготовка к экстренному торможению

Хотя многие водители считают причиной ДТП неожиданность возникновения экстремальных условий, это не всегда так. Большинство типичных критических ситуаций можно предвидеть по прямым и косвенным признакам и упредить их подготовительными действиями. В результате можно избежать, например, наезда на пешехода на остановке общественного транспорта, бокового столкновения на перекрестке или попутного столкновения при торможении "лидера", и многого другого.

Хотя многие водители считают причиной ДТП неожиданность возникновения экстремальных условий, это не всегда так. Большинство типичных критических ситуаций можно предвидеть по прямым и косвенным признакам и упредить их подготовительными действиями. В результате можно избежать, например, наезда на пешехода на остановке общественного транспорта, бокового столкновения на перекрестке или попутного столкновения при торможении «лидера», и многого другого.

У опытных водителей в арсенале мастерства имеется несколько приемов, соответствующих степени опасности,- от самых простейших (например, перенос стопы с педали подачи топлива на тормозную педаль, что в критической ситуации потребует примерно 0,1-0,2 с и сократит остановочный путь на 2-5 м), до самых сложных (например, торможение с боковым соскальзыванием и вращением автомобиля, которое позволит предельно сократить остановочный путь, при сохранении устойчивости и управляемости автомобиля).

Если у новичка ситуация с полностью или частично закрытым обзором при прочих нормальных условиях не вызывает тревожного состояния, то для опытного водителя это почти всегда сигнал к началу подготовительных действий, связанных с маневром по увеличению обзора или с подготовкой к торможению. Начиная действовать с опережением, опытный водитель создает себе запас безопасности и возможность спокойно, без излишней суеты, подготовиться к экстренным действиям с использованием самых эффективных приемов.

Последовательность действий можно представить себе в виде лестницы.

Желательно преодолевать ее ступени поэтапно, но в случае крайней необходимости можно нарушить структуру действий и сразу приступить к экстренному торможению или скоростному маневру.

Однако действия при остром лимите времени требуют автоматизма навыков, а даже мелкие ошибки могут привести к потере устойчивости и управляемости. Поэтому чем ниже квалификация водителя и его профессиональный опыт, тем раньше и с большим опережением должны начаться действия, включающие подготовительные операции. Они не смогут повысить тормозной эффект, но создадут запас времени для выполнения основных приемов и исключат грубые ошибки, которые возникнут при интенсивном торможении.


Перед вами показана последовательность подготовительных (1-4), основных (5-6) и дополнительных (7) действий. При этом необходимо:

1. прекратить дросселирование («закрыть газ»);

2. перенести ногу на тормозную педаль, не прилагая тормозного усилия;

3. начать подтормаживание, прилагая минимальное усилие;

4. при появлении опасности начать торможение, снижая скорость до оптимальной;

5. при возникновении критической ситуации перейти к экстренному ступенчатому торможению;

6. при невозможности остановки прекратить торможение, применить резкое дросселирование и экстренный маневр;

7. стабилизировать автомобиль опережающим рулением при возникновении ритмического заноса

В зависимости от особенностей ситуации можно начать активные действия, исключив подготовительные операции 1-4.

Оцените статью
Вождение автомобиля
Adblock
detector