Экстренное торможение на участке неровной дороги, например на бугристом спуске или на отрезке, где чередуются лед, снег и сухой асфальт, часто приводит к критическим ситуациям с возникновением сноса, заноса или вращения автомобиля. Потеря устойчивости чаще всего связана с тем, что сжатые от торможения элементы передней подвески прекращают амортизировать удары, подскочившее после контакта с неровностью переднее колесо легко блокируется и, касаясь дороги, создает вращающий момент.
Притом от удара или на скользком отрезке может легко заблокироваться любое из колес автомобиля и поэтому направление заноса практически непредсказуемо.
Чтобы избежать критических ситуаций при торможении на неровностях, нужно придерживаться следующих правил:
не тормозить с постоянным усилием, а использовать импульсный способ;
избегать длительных тормозных усилий, растормаживая колеса при возникновении их блокирования;
ослаблять или прекращать тормозное усилие при контакте передних колес с препятствием;
в период растормаживания реагировать на «рысканье» автомобиля коррекцией рулевым колесом;
пытаться воспроизвести импульсы торможения, как только автомобиль попал на ровные участки дороги или на участках с высоким коэффициентом сцепления;
усиливать последующие тормозные импульсы по мере снижения скорости автомобиля.
Оптимальным приемом экстренного замедления на неровностях является прерывистое (импульсное) торможение. Оно характеризуется серией энергичных, но коротких по времени тормозных усилии, чередующихся с полным растормаживанием колес.
В момент блокирования колес водитель полностью прекращает воздействие на тормозную педаль, не теряя с ней контакта.
Блокирование колес ощущается водителем по следующим признакам:
прекращение дальнейшего снижения скорости движения, несмотря на увеличение тормозного усилия;
возникновение ощущения бокового увода или «рысканья» автомобиля;
восприятие звука от скользящей покрышки.
Добиться качественного торможения часто мешают бессистемное многоимпульсное торможение с малой эффективностью тормозных усилий и ритмичные тормозные импульсы, раскачивающие автомобиль при торможении.