Сохранение устойчивости и управляемости автомобиля при экстренном торможении

По мнению многих специалистов, торможение является наиболее эффективным способом повышения безопасности движения. Многие критические ситуации в той или иной степени связаны с экстренным снижением скорости, особенно на скользкой дороге. Главная проблема при этом - потеря устойчивости и управляемости автомобиля - возникает при полном или частичном блокировании колес.

По мнению многих специалистов, торможение является наиболее эффективным способом повышения безопасности движения. Многие критические ситуации в той или иной степени связаны с экстренным снижением скорости, особенно на скользкой дороге. Главная проблема при этом — потеря устойчивости и управляемости автомобиля — возникает при полном или частичном блокировании колес.

В реальных условиях не бывает идеально однородного покрытия, одинакового срабатывания всех колес, одинаковых по качеству покрышек. Следовательно, почти всегда процесс торможения сопровождается «рысканьем» передних колес, скольжением задних, а при высокой интенсивности торможения — сносом, заносом и вращением автомобиля.

В арсенале водителей высокой квалификации имеется несколько эффективных приемов, позволяющих сохранить устойчивость и управляемость автомобиля при экстренном торможении в самых неблагоприятных условиях. Признаками мастерства являются: прогнозирование потери устойчивости и управляемости; «чувство автомобиля», позволяющее распознать признаки потери устойчивости и управляемости на самой ранней стадии; «двигательные автоматы» — приемы, позволяющие реагировать на потерю устойчивости и управляемости стабилизирующими действиями.

Прогнозирование и профессиональные чувства связаны со способностями и опытом, а конкретными действиями можно вооружить даже молодого водителя. Эти действия должны стать правилами экстренного торможения, тогда их эффект позволит существенно повысить безопасность.

Не применяйте торможения с постоянным усилием. Используйте импульсный способ приложения усилий — это позволит вам избежать грубых ошибок и длительного блокирования колес.

Первое тормозное усилие должно быть коротким и несильным. Оно позволит определить скользкость покрытия и спрогнозировать дальнейшие действия.

Резкое торможение может быть эффективным только до скорости 40 км/ч на сухом твердом покрытии. Во всех других случаях — это грубая ошибка, связанная с запоздалой реакцией, страхом и неуверенностью. Заставьте себя уменьшить силу нажатия на тормозную педаль, а если ошибка совершена, тотчас отпустите педаль после возникновения блокирования.

Когда ваше внимание приковано к торможению, вы забываете реагировать на «рысканье» автомобиля, которое, суммируясь, может перерасти в критический занос.

Отпуская на мгновение тормозную педаль при импульсном торможении, тотчас сделайте коррекцию рулевым колесом. Это избавит вас от необходимости применять максимальные скоростные возможности и круговое руление, чтобы стабилизировать автомобиль при заносе. Не торопитесь со следующим тормозным усилием, пока не вернете автомобиль к прямолинейному движению.

 

Выбрать самый эффективный способ экстренного торможения нужно в зависимости от дорожных условий:

на ровном участке с постоянным (даже низким) коэффициентом сцепления применяйте ступенчатое торможение;

на участке с неровностями применяйте прерывистое торможение. Отпускайте тормозную педаль перед неровностью;

в повороте используйте плавное торможение с небольшим постоянным усилием;

на крутом обледенелом спуске используйте прием «газ- тормоз». При этом левая нога выполняет ступенчатое торможение, а правая нажимает педаль подачи топлива, противодействуя блокированию ведущих колес:

на очень скользком покрытии (лед, покрытый водой) можно использовать торможение двигателем, если его эффективность достаточна для снижения скорости;

на участке с меняющимся коэффициентом сцепления и неровностями необходим вариативный способ торможения с чередованием приемов и способов в зависимости от изменения внешних условий.


Для противодействия блокированию колес и сохранения устойчивости нужно применить следующие приемы комбинированного торможения:

«перегазовку» перед включением понижающих передач;

паузу при переводе рычага коробки передач с высшей на низшую передачу;

задержку при включении сцепления.

Почувствовать начало дестабилизации (занос, снос, скольжение) можно только «мышечным чувством», которое формируется контактом водителя с автомобилем. При экстренном торможении многие водители наклоняют корпус вперед. Это грубая ошибка! Нужно заставить себя отвести корпус назад к сиденью.

Не забывайте, что дополнительные подстилки, подкладки и мягкие чехлы ухудшают необходимый контакт. Тот же эффект дает утепленная зимняя одежда.

Дополнительную информацию может дать плотно пристегнутый ремень безопасности, особенно при высоком коэффициенте сцепления шин с дорогой (на асфальтовом или бетонном покрытии). При экстренном торможении ремень может «сигнализировать» о блокировании колес, заносе и вращении автомобиля.

Оцените статью
Вождение автомобиля
Adblock
detector