Стабилизация автомобиля при раскачивании

Очень часто участок после спуска или его последняя часть "выкат" имеет много неровностей. Такие опасные участки встречаются на спусках с некачественной подосновой. Тяжелые грузовые автомобили интенсивно тормозят на спусках и превращают эти участки в "волны". Прохождение таких препятствий на автомобиле сопровождается ритмичным раскачиванием. Усиливающийся резонанс подвески может привести к критической ситуации, особенно при интенсивном торможении.

Очень часто участок после спуска или его последняя часть «выкат» имеет много неровностей. Такие опасные участки встречаются на спусках с некачественной подосновой. Тяжелые грузовые автомобили интенсивно тормозят на спусках и превращают эти участки в «волны». Прохождение таких препятствий на автомобиле сопровождается ритмичным раскачиванием. Усиливающийся резонанс подвески может привести к критической ситуации, особенно при интенсивном торможении.

Чаще всего водители действуют в такой ситуации с опозданием, не прогнозируя опасности на участке с небольшими неровностями. Однако не следует дожидаться многократного раскачивания автомобиля, так как каждый последующий импульс сопровождается увеличением амплитуды и подбросом передних колес. Следствием этого может стать потеря устойчивости и управляемости. Сохранить стабилизацию, а точнее, вернуть ее, сложно из-за того, что попытка торможения, предпринятая в фазе разгрузки передних колес (подскок), вызывает резкую блокировку колес, а в фазе загрузки — «клевок». И то, и другое явление нарушает стабилизацию автомобиля. Экстремальность ситуации может усугубиться из-за неисправных амортизаторов, мягких пружин и других дефектов подвески автомобиля.

Резонанс необходимо погасить на ранней стадии резкими импульсами дросселирования или одним или несколькими тормозными усилиями левой ноги при открытом дросселе. Для стабилизации автомобиля можно рекомендовать и следующие приемы:

резко «закрыть, открыть газ». При необходимости повторить эти действия многократно и бессистемно ;

не прекращая дросселирования, дважды или многократно нажать, и отпустить тормозную педаль. Блокирование колес должно быть исключено, а тормозные импульсы не должны попасть в резонанс с раскачиванием;

резко выполнить прием «тормоз-газ» правой ногой. Вслед за коротким тормозным усилием должно последовать резкое открытие дросселя.

Наиболее сложным нужно считать экстренное торможение на «гребенке» или «волнах», сопровождающееся раскачиванием и «рысканьем» автомобиля.

 

Оптимальными способами торможения могут быть:

импульсное торможение левой ногой при открытом дросселе;

прерывистое торможение правой ногой с асимметричной структурой (с различными по времени периодами растормаживания);

«хаотичное» торможение с диссонансом тормозных эффектов (с бессистемным приложением разных по продолжительности и величине тормозных усилий и включением понижающих передач).

В связи с тем. что режим раскачивания может сопровождаться серией ритмических заносов задней оси, «винтовых нагрузок» (непредсказуемых перераспределений веса автомобиля по осям и отдельным колесам) и соскальзыванием передней оси, необходима постоянная многократная коррекция рулевым колесом рывковыми действиями во время торможения и стабилизации автомобиля.

Продольное раскачивание автомобиля может возникнуть при быстром движении по ухабистой загородной дороге особенно на «мягких» американских моделях или автомобилях с большим пробегом. Спортсмены ралли-рейдов держат в готовности левую ногу, чтобы не отпуская педаль газа, коротко среагировать на раскачивание автомобиля не теряя «подъемную» силу тянущих передних колес.

Оцените статью
Вождение автомобиля
Adblock
detector